Исключение возможности предоставления обеспечения госконтракта в форме договора поручительства

Cannot find 'left' template with page ''

Когда 2 августа 2010 года были опубликованы поправки в 94-ФЗ, все участники рынка госзакупок находились в состоянии легкого шока. Поправки предполагали, что простой и понятный механизм страхования ответственности за исполнение госконтракта уходит в небытие. Вместо него вводились два новых инструмента: банковская гарантия от банка и договор поручительства.
Здесь необходимо небольшое отступление. Традиционно, банковская гарантия воспринимается как документарная операция банка, то есть юридического лица, имеющего лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций. Однако, Гражданский кодекс дает право эмитировать гарантии целому ряду субъектов: небанковским организациям, страховым компаниям. Поправки от 2 августа 2010 года зафиксировали для госзакупок необходимость использования гарантии именно банка.
Второй инструмент - сложный и, на первый взгляд, маловероятный в использовании. Речь о договоре поручительства. При этом к поручителю необходимо применять целый ряд ограничивающих требований: собственный капитал должен в 10 и более раз превосходить сумму поручительства, и составлять не менее 300 млн рублей; прибыль должна в 3 раза превосходить объем поручительства либо превышать 100 млн рублей; объем недвижимости на балансе должен быть в 10 раз больше суммы поручительства либо превышать 1 млрд рублей.
Инструмент этот создавался для того, чтобы дать крупным компаниям поручаться за свои дочерние компании, но рынок распорядился по своему. Предприимчивые страховые агенты начали в срочном порядке скупать фирмы не ведущие деятельности, но довольно долго существующие, переименовывать их и готовить недостоверную отчетность. Эта недостоверная отчетность, внешне соответствовавшая требования закона, предоставлялась госзаказчикам вместе с договором поручительства. Явление приобрело такой размах, что заказчики забили тревогу и начали десятками включать такие "произведения искусства" в реестры недобросовестных поручителей. Ну а что может быть проще покупки новой фирмы, если в штате есть "художник" и принтер? Надо ли говорить, что никакой ответственности по своим обязательствам такие конторы не несли и в случае претензий немедленно сворачивали деятельность.
Стоимость услуг этих фирм колебалась сначала в районе 2-3% от суммы поручительства, но довольно быстро опустилась до страховых ставок - 0,3-1% от суммы обеспечения исполнения госконтракта.
И вот сейчас законодатели предприняли долгожданную меру - внесли законопроект об исключении договоров поручительств из списка возможных форм обеспечения исполнения госконтракта. Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству  внес законопроект №55546-6, цель которого - искоренить мошенническую схему. Загляните на сайт Госдумы, текст предельно простой - исключение всяких упоминаний о договорах поручительства из текста закона.
Что же дальше?
На очереди - "липовые" банковские гарантии. Ключевые их признаки на сегодняшний день - платеж на фирму-посредника, получение гарантии в течение 1 дня, подтверждение факта выдачи только по телефонам указанным в приложенных к самой гарантии документах.