Рейтинг муниципалитетов Самарской области

Также полезно: справочник «Господдержка»

Cannot find 'anons' template with page '' Узнать о поддержке бизнеса в своём регионе


1. Рейтинг муниципалитетов

Рейтинг муниципалитетов по уровню развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) – это уникальный исследовательский проект по анализу малого бизнеса в разрезе муниципалитетов, который медиахолдинг ОПОРА-КРЕДИТ реализует при поддержке ОПОРЫ РОССИИ и Министерства экономического развития РФ.

Рейтинг муниципалитетов – это результат комплексной оценки каждого из муниципальных районов и городских округов по более, чем 100 параметрам, характеризующих усилия и результаты местной власти в направлении поддержки малого бизнеса. Оценка проводится в сравнении с другими муниципалитетами внутри одного региона.

Самарская область стала 9-м регионом, в котором был составлен рейтинг, дополнив список субъектов, исследования в которых были завершены в 2011 году:

Ставропольский край

Пермский край

Республика Башкортостан

Краснодарский край

Калининградская область

Ульяновская область

Липецкая область

Новосибирская область

Отчёты об итогах исследования «Рейтинг муниципалитетов: поддержка малого бизнеса» доступны на сайте ОПОРЫ-КРЕДИТ (www.opora-credit.ru/research).

2. Участники исследования

Для участия в исследовании муниципальным районам и городским округам было необходимо предоставить информацию о мероприятиях поддержки малого бизнеса, а также о результатах этой поддержки. Решение об участии в независимом исследовании ОПОРЫ-КРЕДИТ принималось каждым муниципалитетом добровольно.

Позитивным представляется тот факт, что если в первом («пилотном») исследовании приняло участие около 85% муниципалитетов субъекта РФ, то, начиная с 4-го регионального этапа, проект стабильно охватывал 100% муниципалитетов. Самарская область не стала исключением – каждый из 10 городских округов и 27 муниципальных районов региона принял участие в проекте.

3. Методика оценки муниципалитета

Итоговый рейтинг является комплексной оценкой условий и результатов развития МСП в муниципальном образовании четырём блокам параметров:

· состояние МСП (относительные и абсолютные данные, характеризующие развитие малого бизнеса);

· динамика развития МСП (данные об изменениях за последние 3 года);

· административные мероприятия по поддержке МСП,

· инвестиционная активность в муниципальном образовании.

Отметим, что при составлении рейтинга использовались в том числе относительные показатели, которые нивелируют различия, связанные с размером муниципалитета.

Центры субъектов РФ не включаются в рейтинг – их межрегиональное сравнение друг с другом производится по итогам года. Это связано не только с традиционно значительным превышения показателей социально-экономического развития регионального центра по сравнению со средним уровнем региона, но и с концепцией проекта, основная цель которого – обратить внимание на развитие предпринимательства на периферии.

В целом, оценка ОПОРЫ-КРЕДИТ – это тот потенциал муниципалитета, который доступен каждому субъекту МСП или каждому жителю.

4. Данные для исследования

Для повышения достоверности анализа, данные о состоянии и развитии малого бизнеса, учитываемые в рейтинге агрегировались из 3-х источников:

1. администрации муниципальных образований (информация из различных подразделений, имеющая отношение к сфере малого бизнеса, предоставлялась от имени Главы администрации муниципалитета);

2. профильный департамент по развитию предпринимательства субъекта РФ (в исследовании учитывались официальные документы, статистические данные, а также экспертные интервью руководителей);

3. руководство муниципальных организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которые выступают операторами мероприятий господдержки.

Кроме того, предпринимателям была дана возможность высказать своё мнение о деятельности их муниципальной власти в направлении развития малого бизнеса.

5. Лидеры рейтинга

Топ-5 городских округов (без учёта г.Самара):

г.Тольятти

г.Сызрань

г.Отрадный

г.Жигулёвск

г.Чапаевск

Топ-10 муниципальных районов

Кинель-Черкасский район

Ставропольский район

Приволжский район

Нефтегорский район

Волжский район

Похвистневский район

Богатовский район

Кинельский район

Сызранский район

Хворостянский район

6. Итоги проекта

Отчёт об исследовании «Малый бизнес и муниципальная власть» в Самарской области, а также полный рейтинг муниципальных образований будет опубликован в свободном доступе в Интернете (www.opora-credit.ru/research) – любой желающий может ознакомиться с результатами сравнительного анализа эффективности поддержки малого бизнеса в муниципалитетах.

Там же опубликованы все муниципальные программы поддержки МСП – муниципалитеты могут сравнить свою разработку с другими, в том числе и с теми, которые получили высокую оценку в рамках исследования; а предприниматели – узнать, какие направления поддержки реализуются конкретно в их муниципальном районе или городском округе.

7. О развитии малого бизнеса в муниципалитетах Самарской области

1. В 33 из 37 муниципальных образований в 2012 г. действуют программы развития МСП, на реализацию которых предоставлены субсидии регионального и федерального бюджетов (всего 210 млн руб.) Однако:

• В 50% случаев муниципальная программа не включает в себя оценку эффективности

• В 14% случаев не содержит данные о финансировании конкретных мероприятий.

Наибольший объём софинансирования (кроме г.Самара и г.Тольятти) относится к Волжскому району, г.о.Жигулёвск, г.о.Октябрьск.

2. Традиционная для субъектов МСП проблема доступа к кредитным ресурсам решается в регионе благодаря созданию сети муниципальных центров микрофинансирования: в 2011 г. 18 муниципальных микрофинансовых организаций получили 28,1 млн. рублей бюджетных средств для предоставления микрозаймов предпринимателям.

Наиболее результативно работает (кроме в г.Самара и в г.Тольятти) центр в Кинельском районе.

3. Доступ к кредитным ресурсам для МСП также повышает гарантийный фонд: сумма полученных благодаря его деятельности кредитов и займов субъектами МСП в 2011 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом и составила 1, 8 млрд руб.

Наибольший объём полученных кредитов и займов в результате деятельности гарантийного фонда относится (кроме г.Самара и г.Тольятти) к Ставропольскому району (40,6 млн руб.)

4. Бизнес-объединения существуют в 26 из 37 муниципальных районов и городских округов области, а координационные и совещательные органы по развитию малого бизнеса при администрации – в 25 из 37.

8. Справка о состоянии МСП в Самарской области

На 01.01.12 г. в регионе 122,8 тыс. субъектов МСП, в т.ч.:

• 5,5 тыс. малых предприятий

• 42,5 тыс. микропредприятий

• 412 средних предприятия

• 74,4 тыс. индивидуальных предпринимателей

Показатели деятельности субъектов МСП:

• 368,4 тыс. чел. – численность занятых в МСП

• 16,8 тыс. руб. – среднемесячная заработная плата (средние предприятия)

• 458,5 млрд руб. – оборот субъектов МСП

• 4,7 млрд руб. – инвестиции в основной капитал субъектов МСП.

Относительные показатели развития МСП:

• 38,5 субъектов МСП на 1000 жителей

• 33,1% от общей численности занятых в экономике

• 10,7% от общего объёма оборота организаций

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности








9. Прямая речь

Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, генеральный директор медиахолдинга ОПОРА-КРЕДИТ Александр Бречалов:

«Рейтинг муниципалитетов – это часть масштабного всероссийского проекта «Бизнес-Успех», основная цель которого повысить активность муниципальной власти в развитии малого бизнеса.

Именно на этом уровне власть - ближе всего к конкретному предпринимателю и имеет возможность реально ему помочь. Однако зачастую позитивные инициативы федеральной и региональной власти сводятся «на нет» пассивностью местных администраций.

В отличие от большинства исследований бизнес-климата в России, мы впервые пошли глубже и выявили различия на уровне муниципальных районов, понимая, что в них проживают почти 30% населения, для которых малое предпринимательство имеет огромное социальное значение.

Комплексная оценка деятельности муниципалитетов позволила понять, где и за счёт чего малый бизнес развивается, а где есть проблемы. Кроме того, исследование ОПОРЫ-КРЕДИТ восполняет тот пробел в статистике малого предпринимательства, который существует сейчас.

Исследование малого бизнеса в регионах продолжается: мы следим за тем, как будут выполняться заявленные мероприятия поддержки в дальнейшем, а также держим связь с предпринимателями на местах, которые испытывают на себе результаты политики муниципальных администраций.»

Директор департамента аналитики и исследований медиахолдинга ОПОРА-КРЕДИТ Дарья Сунцова:

«Лидером рейтнга муниципалитетов стал г.о.Тольятти, и это тот случай, когда лидерство безоговорочно. С одной стороны, это вполне ожидаемый результат для второго по величине города области (напомним, что центр субъекта РФ не учитывается в рейтинге муниципалитетов): г.Тольятти демонстрирует высокие социально-экономические показатели во всех сферах. Однако, с другой стороны, его место - это результат системно выстроенной работы по развитию малого предпринимательства. В муниципалитете действует МАУ «Агентство экономического развития» (бизнес-инкубатор), муниципальный фонд поддержки и развития СМСП г.о. Тольятти «Бизнес-Гарант» (в 2011 году благодаря ему было получено около 38 млн руб. инвестиций в СМСП, на 68% больше, чем год назад), филиал Самарского областного фонда микрофинансирования в г.Тольятти (кредитный портфель составил 53 млн руб.), строится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина».

Опыт показывает, что предпринимательский климат характеризуется не только объективными статистическими покзаателями развития МСП, но и некоторыми косвенными характеристиками – например, активной жизненной позицией бизнесменов, в т.ч. наличием объединений, таких в Тольятти несколько: Тольяттинский клуб главных бухгалтеров, Общественная организация «Тольяттинский Клуб Деловых Женщин», Тольяттинский филиал ОПОРЫ России и др. г.Тольятти – это один из тех редких муниципалитетов, в которых введены налоговые льготы для инвестиционных проектов. В муниципалитете реализуются как крупные инвестпроекты с участием федерального финансирования (например, проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа), так и многих менее масштабные инициативы.

Отметим, что в связи с высоким уровнем социально-экономического развития, администрация имеет возможность акцентировать внимание в поддержке предпринимательства не только на создании новых малых предприятий, но и на изменение отраслевой структуры предпринимательства – развитии малых предприятий в сфере инноваций, производства, высоких технологий. Важно, чтобы работа в этом нарпавлении продолжилась и в будущем»

10. Контакты по проекту «Рейтинг муниципалитетов»

+7 (495) 783-58-14 (06-48)

rm@opora-credit.ru